- Истребитель МиГ-29
Истребитель МиГ-29
МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum - точка опоры) - советский/российский истребитель четвёртого поколения. Предназначен для уничтожения управляемыми ракетами и огнем из бортовой пушки всех типов воздушных целей в простых и сложных метеоусловиях в свободном пространстве и на фоне земли, в том числе в условиях помех, а также для поражения наземных целей с применением неуправляемых средств поражения в условиях визуальной видимости.
Разработка истребителя МиГ-29 началась в Опытном конструкторском бюро Анастаса Микояна (ныне Российская самолетостроительная корпорация "МиГ") в 1970-х годах. В октябре 1977 года на опытном образце самолета был выполнен первый вылет.
Поступив на вооружение в 1983 году, МиГ-29 стал основным истребителем ВВС России.
В отличие от всех предшествующих "мигов" конструкция этого планера выполнена по интегральной схеме, то есть с несущим фюзеляжем, когда крыло плавно переходит в корпус, при этом до 45% подъемной силы приходится на центроплан. Перед крылом самолета имеются сильно развитые наплывы, обеспечивающие при маневрировании на больших углах атаки очень высокие несущие свойства комбинации крыло - фюзеляж.
Два двухконтурных турбореактивных двигателя истребителя установлены в разнесенных гондолах, расположенных в хвостовой части фюзеляжа. Конструкция самолета выполнена, главным образом, из алюминия, в меньшей степени - из титана, стали, композитных материалов на основе карбона и сотовых заполнителей.
Истребитель одноместный. Кабина закрыта прозрачным фонарем, который состоит из двух сегментов - неподвижного козырька и открываемого вверх назад подвижного сегмента. Переплет фонаря выполнен из сплава на основе магния.
Самолет МиГ-29 имеет два киля с рулями направления.
Летно-технические характеристики:
Скорость максимальная на высоте/у земли - 2400/1500 км/ч.
Потолок практический - 18 000 м.
Скороподъемность - 330 м/с.
Дальность максимальная – 2100 км.
Масса нормальная/максимальная - 14 750/17 720 кг.
Масса боевой нагрузки максимальная - 3000 кг.
Длина самолета - 17,32 м.
Высота самолета - 4,73 м.
Размах крыла - 11,36 м.
Вооружение истребителя включает одноствольную пушку ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов, скорострельность -1500 выстрелов в минуту). Крыло имеет семь узлов внешней подвески, на которых могут быть установлены управляемые ракеты "воздух-воздух", управляемые ракеты "воздух-земля", корректируемые авиабомбы, бомбы свободного падения, баки с зажигательной смесью, блоки с неуправляемыми ракетами, кассетные авиабомбы, бомбы объемного взрыва, ядерные бомбы.
При проектировании МиГ-29 в его конструкцию были заложены исключительно высокие возможности по совершенствованию самолета, что позволило создать ряд вариантов модернизации.
МиГ-29К - многоцелевой всепогодный корабельный истребитель-бомбардировщик с улучшенным оборудованием и более мощными двигателями. Создан в 1988 году.
МиГ-29М - усовершенствованный фронтовой истребитель с электродистанционной системой управления и улучшенным оборудованием.
МиГ-29МЭ - экспортный МиГ-29М.
МиГ-29С - усовершенствованный фронтовой истребитель.
МиГ-29СМТ - новая экспортная модификация МиГ-29М.
МиГ-29СЭ - усовершенствованный фронтовой истребитель, снабжённый системой дозаправки в воздухе. Экспортная модификация.
МиГ-29УБ - двухместный учебно-боевой вариант, создан в 1981 году.
МиГ-29УБТ - двухместная модификация для выполнения специальных ударных заданий. Первый полёт совершил в августе 1998 года.
МиГ-29СЕ - расширены возможности системы вооружения: увеличена масса и ассортимент подвесок, увеличена дальность, доработаны управление и системы контроля, увеличен ресурс планера и двигателей.
МиГ-29СД - модернизация ранее выпущенных самолётов под стандарт МиГ-29С.
МиГ-29СМ - многоцелевой самолёт. Возможности системы вооружения расширены за счёт применения управляемых ракет "воздух-земля". Новая радиолокационная станция.
МиГ-29 получил большую известность за рубежом, экспонировался, в частности, в 1988 году на авиасалоне в Фарнборо.
С середины 1990-х годов в ряд стран поставляются модифицированные истребители МиГ-29СЭ, имеющие увеличенный запас топлива во внутренних баках и модернизированную радиолокационную станцию с новым компьютером.
Заказчикам поставлено свыше 1600 МиГ-29 различных модификаций, которые эксплуатируются более чем в 25 странах мира. Четыре государства осуществили повторные закупки МиГ-29. В большинстве стран, закупивших МиГ-29, он стал основным типом легкого фронтового истребителя национальных ВВС.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Фронтовой истребитель МиГ-29. Архивное фото
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.